КУЛЬТУРНЫЕ СЕЗОНЫ РОССИЯ — АБХАЗИЯ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РУСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
КУЛЬТУРНЫЕ СЕЗОНЫ РОССИЯ — АБХАЗИЯ

Участие Абхазского государственного драматического театра им. С.Чанба в международном театральном фестивале «Сезон Станиславского».

25.10.2010

Абхазский государственный драматический театра им. С. Чанба выступил на сцене РАМТ Художественный руководитель и режиссер театра
 — Валерий Михайлович Кове. 25 октября Абхазский государственный драматический театра им. С. Чанба выступал в Москве на сцене РАМТ  с двумя спектаклями:  «Гуарапский писарь» (М. Бгажба) и «Махаз» (Ф. Искандер) в рамках международного театрального фестиваля «Сезон Станиславского».
Спектакли "Гуарапский писарь" и "Махаз" идут без антракта, на абхазском языке с переводом. Общая продолжительность 1 час 40 мин.
Абхазский государственный драматический театр (Сухум) был создан в 1931 году. Лидером театра стал ведущий актер и режиссер А.Агрба. С 1985 года театр возглавляет замечательный режиссер Валерий Кове. Его художественный принцип – сценический аскетизм и минимализм при максимуме выразительности. Последний раз театр был на гастролях в Москве в 1992 году. 25 октября в рамках фестиваля «Сезон Станиславского» и Культурного Сезона «Россия-Абхазия 2010» в Москве будут показаны два спектакля: «Гуарапский писарь» по произведениям классика абхазской национальной литературы М.Бгажба и «Махаз» по рассказу великого Фазиля Искандера. Спектакли Абхазского государственного драматического театра на многих международных театральных фестивалях неизменно становились обладателями "Гран-при". Обширна и гастрольная география театра: Швейцария Монтре, Голландия Гаага, Германия Дортмунд. Болгария Пловдив, Румыния Сибиу, Россия Москва, Санкт-Петербург и многие другие. Главный режиссер театра – Валерий Кове, закончил ГИТИС, так же как и Римас Туминас, в 1979 году. Сегодня Кове известен и на родине, и в мире. Он много лет бессменно возглавляет Абхазский драматический театр им.С.Чанба, переживая со своей страной все горести и радости. Среди его постановок «Берег» Бондарева, «Жизнь есть сон» Кальдерона, «Юлий Цезарь» Шекспира, «Кьоджинские перепалки» Гольдони, «Махаз» Искандера, «Гуарапский писарь» М. Бгажба, «Самоубица» Н.Эрдмана и многие другие Михаил Бгажба «Гуарапский писарь» фантазия на тему спектакля в одном действии Режиссер Валерий Кове Художник Б. Джопуа Действующие лица и исполнители: Актер, писарь — Джения Адгур Актер, Багыр, Лучиа Франзолина, крестьянин — Ахба Лаврик Актер, Лыч, Афанас, Раджаб, крестьянин — Арухадзе Даур Актер, официант, Николай II, крестьянин — Малия Адгур Актер, полицейский, купец, Аркадо Паспондиан, Устин Дорофеевич, крестьянин — Хишба Леонид Режиссер, Паш, дворецкий, Альварес Петручини, крестьянин — Шамба Алхас 1-й мальчик — Кове Бернар 2-й мальчик — Кове Омар Продолжительность спектакля: 50 мин. «Гуарапский писарь» по произведениям классика абхазской национальной литературы М.Бгажба — это лукавая, мудрая и, несмотря на щемящие нотки грусти и горечи в финале, светлая философская притча о том, что есть Искусство и во имя чего приходят в этот мир актеры. Чье высокое предназначение — нести человеческим сердцам свет. Даже когда это очень непросто. Абхазский государственный драматический театр (Сухуми) был создан в 1931 году, а с 1985 года его возглавляет замечательный режиссер Валерий Кове. Его художественный принцип — сценический аскетизм и минимализм при максимуме выразительности. «Гуарапский писарь» — яркое воплощение этого принципа. Пользуясь минимальными средствами, режиссер поднимает вечную тему жизни как театра. Труппа странствующих актеров попадает в абхазское село Гуарап. Вместе с руководителем труппа решает создать спектакль, в названии которого присутствовало бы название села. Процесс репетиций постепенно вводит нас в сюжет пьесы. И когда спектакль наконец-то готов, обнаруживается полное отсутствие зрителей, если не считать нескольких деревенских мальчишек, забросавших незадачливых служителей Мельпомены шутихами. «Гуарапский писарь» — отлично продуманная и эффектно выполненная работа. Режиссер Кове пребывает в том счастливом состоянии, когда мастерство, энтузиазм и опыт дружат меж собою. «Спектакль как молитва, как песня, как танец. Это сделано скупыми, емкими выразительными средствами, и напомнило мне Феллини, и все лучшее, что я видел в кинематографе. И словно встретились на одной площадке театр и кино, и та актерская импровизация, и тот необыкновенный абхазский юмор, который мы так любим и который мы так ценим, все это очень мощный букет». О.Пивоваров «Театральная жизнь» Спектакль — обладатель Гран-международных театральных фестивалей «Сцена без границ» (Северная Осетия-Алания), «Славянские театральные встречи» (Белоруссия), Фестиваль международного черноморского клуба «НОМО LUDENS» (Украина).
Фазиль Искандер «Махаз» Режиссер Валерий Кове Художник В. Кацба Музыкальное оформление И. Шамба Действующие лица и исполнители: Махаз — Хагба Кесоу Маша, жена Махаза — Лакоба Нелли Дочери Махаза: Маяна — М. Аджинджал Хьикур — И. Арухаа, А также М. Чичба, Р. Дбар, Р. Тания, Л. Джикирба, Ц. Инапша Друзья и соседи Махаза — Ч. Джения, С. Сангулиа, Р. Кове, Л. Авидзба, С. Габниа, А. Джения, В. Ардзинба, Т. Чамагуа Женщина в белом — М. Чичба Шалико — Р. Сабуа Жена Шалико — Р. Дбар Бухут — В. Ардзинба Первый милиционер — А. Джения Второй милиционер — С. Габниа Горожане, народ — труппа театра. Продолжительность спектакля: 50 мин. «...Пастух Махаз мечтал иметь сына, но, как нарочно, рождались одни девочки. Невзирая на свою разочарованность, Махаз не безразличен к судьбе дочерей... В молодости он сам подвергся искушению, но мужественно преодолел его. И теперь, когда допускают несправедливость к его детям, он не способен с этим мириться, а мечта о сыне была и остается с ним». Фазиль Искандер — автор, сумевший передать бешеный пульс гор в своих рассказах. Спектакль играют шумно, но душевно. Быстро, но через щемящие душу паузы. Наконец, с простотой, которая тянет задуматься. Поразительно, какую изобретательность и интонационное разнообразие проявляет театр, называющий себя «бедным». Да, все декорации спектакля «Махаз» поместятся в паре чемоданов, но на сцене нам покажут и широкий оживленный проспект большого города, и узкую улочку горного селения. Спектакль сродни пению, прозвучавшему на сцене: начинается где-то глубоко внутри, долго набирает ход и разражается неистовой бурей танца. С точки зрения дороговизны постановок то, что делает Валерий Кове, можно назвать «бедным театром». Используя только коврик, фонарь, актеров и текст, Кове создает завораживающую мистерию искушения человека различными словами, поступками. Если Някрошюс удивляет всех своей метафорой, то Кове удивляет метафорой, умноженной на два. Совершенно смело можно сказать: если бы этот театр приехал из Парижа, московские снобствующие критики превознесли бы его до небес, но театр из Абхазии им кажется несуществующим. А зря! Спектакль «Махаз» признан лучшим спектаклем и обладателем Гран-при на международных фестивалях «Белая Вежа» (Белоруссия), «Сцена без границ» (Северная Осетия-Алания), Международном театральном фестивале в г.Сибиу (Румыния). Спектакли Абхазского государственного драматического театра на многих международных театральных фестивалях неизменно становились обладателями «Гран-при». Обширна и гастрольная география театра: Швейцария — Монтре, Голландия — Гаага, Германия — Дортмунд. Болгария Пловдив, Румыния — Сибиу, Россия — Москва, Санкт-Петербург и многие другие.



Сделано MooW studio 2010 - 2017г.