КУЛЬТУРНЫЕ СЕЗОНЫ РОССИЯ — АБХАЗИЯ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РУСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ
КУЛЬТУРНЫЕ СЕЗОНЫ РОССИЯ — АБХАЗИЯ
Список участников / Светлана Безродная и ее «Вивальди-оркестр»

Светлана Безродная и ее «Вивальди-оркестр»

Художественный руководитель Российского государственного академического камерного «Вивальди-оркестра» Светлана Безродная закончила Московскую консерваторию в классах выдающихся профессоров А.Ямпольского и Д.Цыганова, где в свое время учились также такие известные исполнители, как Л.Коган, И.Безродный, Ю.Ситковецкий и другие.
Уже в студенческие годы С.Безродная входила в состав первого в стране женского квартета, впоследствии названного именем С.Прокофьева.
По окончании консерватории она концертирует, а затем переходит к педагогической деятельности. Годы работы в Центральной музыкальной школе оказались плодотворными для Безродной — педагога: была создана авторская система игры на скрипке, благодаря которой многие из учеников ее класса стали победителями целого ряда международных конкурсов (имени Чайковского в Москве, им.Венявского, им.Паганини и др.).Среди них ныне известные музыканты—концертанты Павел Берман, Олег Похановский, Егор Гречишников, Валерий Ойстрах и др.
В стенах ЦМШ С.Безродная образовала ансамбль скрипачей своего класса, который много гастролировал по стране и за рубежом.
Уникальная педагогическая система была положена и в основу формирования индивидуального, непревзойденного почерка «Вивальди-оркестра», который был основан С.Безродной в 1989 году. Едва ли не самый важный принцип работы лидера с «Вивальди-оркестром» — система индивидуальных занятий с оркестрантами, разработанная С.Безродной еще в ЦМШ, благодаря чему каждый музыкант коллектива находится на высоком профессиональном уровне.
После 20-летнего молчания С.Безродная выступила в качестве лидера оркестра, активно концертирующего солиста. Ее партнерами стали такие прославленные музыканты как В.Третьяков, Ю.Башмет, В.Фейгин, Н.Петров, И.Ойстрах, М.Яшвили, Ю.Милкис и др.Особую роль в судьбе С.Безродной сыграла встреча в самом начале ее творческого пути с величайшим скрипачом всех времен сэром Иегуди Менухиным.
За заслуги в области музыкального искусства С.Безродная удостоена почетных званий: «Заслуженная артистка России» (1991 г.) и «Народная артистка России» (1996 г.).
За вклад в развитие отечественной музыкальной культуры в 2008 году С. Безродная была удостоена Национальной премией в области развития музыкального искусства «Овация».
Звание «Академический» «Вивальди-оркестр» получил благодаря яркой творческой работе своего лидера уже через 5 лет после основания коллектива — случай беспрецедентный в отечественной культуре.
Возглавляя «Вивальди-оркестр» на протяжении 20 лет, С.Безродная находится в постоянном творческом поиске, благодаря чему создается уникальный репертуар — более 1000 сочинений композиторов разных стран и эпох, начиная с раннего барокко (А.Скарлатти, Боккерини) и кончая авангардной музыкой (Бриттен, Барток, Шнитке, Копланд). Особое место принадлежит сочинениям Вивальди, Моцарта, Чайковского, Шостаковича. Программы концертов оркестра благодаря творческому подходу С.Безродной к их созданию никогда не повторяют друг друга, отличаются оригинальностью композиционного построения, тщательной продуманностью внутренней драматургии произведений, входящих в репертуар того или иного выступления коллектива.
Именно эти программы, отсутствующие в репертуарах других коллективов, позволили Безродной и ее оркестру занять свою особую нишу в музыкальной отечественной и мировой культуре.
Начав с таких сложных полотен, как «Федра» Бриттена и «Кармен-сюита» Бизе-Щедрина (последнее произведение было сыграно впервые в 1995 году в особой версии), С.Безродная приступает к освоению редко исполняемых шедевров мирового музыкального наследия (взять хотя бы незнакомые сочинения Вивальди — псалмы, кантаты), а затем избирает одним из своих творческих векторов переложения для струнного оркестра (порой с добавлением духовых и ударных) оперной и балетной классики.
Так увенчавшийся успехом очередной поиск С.Безродной позволил именно «Вивальди-оркестру» впервые в мире в наше время исполнить авторскую транскрипцию для струнных оперы Моцарта «Волшебная флейта». За нею последовал «Дон Жуан» Моцарта — опять-таки найденная С.Безродной версия оперы великого венца в переложении для струнных, созданная его учеником Й.Кюффнером. По идее С.Безродной специально были созданы для «Вивальди-оркестра» версии «Травиаты» Верди, «Пиковой Дамы» и «Евгения Онегина» Чайковского. Затем — транскрипции балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» Чайковского и «Дон Жуан» Глюка. И все это, разумеется, помимо бесчисленного количества произведений, написанных специально для камерного оркестра. Эти программы также отмечены печатью напряженных творческих исканий С.Безродной, стремящейся сделать каждый свой концерт созвездием премьер и, как уже говорилось выше, никогда не повторяющей одни и те же сочинения.
Одним из результатов постоянного художественного поиска лидера «Вивальди-оркестра» стало участие коллектива в многочисленных музыкальных фестивалях и специальных концертных программах, представляющих собой синтез классической и джазовой музыки, оперы и балета, разговорного жанра. Достаточно здесь вспомнить фестивали в честь Владимира Васильева, Игоря Моисеева, программу, посвященную50-летию Победы (за эту программу оркестр удостоен Благодарности Президента Российской Федерации), три спектакля на сцене ГЦКЗ «Россия» — «Вивальди-танго или игра «Ва банк», «Огни большого города», «Марлен. Несостоявшиеся встречи», многое другое.
Одним из новых направлений в деятельности С.Безродной стало освоение огромного пласта мировой музыкальной культуры, зачастую именуемого «легкой танцевальной музыкой». Речь идет о шлягерах 20-50-х годов ведущих зарубежных и отечественных танцевальных оркестров. Здесь главная заслуга С.Безродной в том, что музыка тех далеких лет исполняется аутентично. «Вивальди-оркестр» по сути воспроизводит до мельчайших нюансов авторскую манеру прославленных мировых коллективов.
С.Безродная вместе с оркестром постоянно выступает в самых престижных залах Москвы, Петербурга, других городов России и бывших республик Советского Союза. Много гастролирует за рубежом (США, ФРГ, Италия, Словакия, Финляндия, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Таиланд, Турция и др.). Выступала в этих странах в самых престижных залах, таких, как, например, Карнеги-Холл или Линкольн-Центр в Нью-Йорке, Венская опера или знаменитый Центр музыки в Гонконге. Неизменно получала восторженные отзывы прессы в самых популярных изданиях вышеуказанных стран. Всего было дано за 20 лет около 2000 концертов.
С.Безродная — непременный участник крупнейших государственных и правительственных мероприятий, торжественных концертов в Кремле. Здесь необходимо упомянуть выступления на государственных приемах Президента РФ, на разного рода мероприятиях Администрации Президента РФ, Управления делами Президента РФ..В мае 1995 года в честь 50-летияПобеды вместе с «Вивальди-оркестром» выступала в Москве в Павильоне Славы на Поклонной горе перед главами государств — членов антигитлеровской коалиции. В мае 2005 года С.Безродная вместе с «Вивальди-оркестром» участвовала в торжествах, приуроченных к празднованию 60-летия Победы. Выступала 9 мая на приеме в Кремле перед главами зарубежных государств — участников торжеств. Только в конце 2007 года коллектив и его лидер были дважды удостоены чести играть на приемах Президента России В.В.Путина в Большом Кремлевском дворце.
В декабре 2008 года Светлана Безродная с «Вивальди-оркестром» дважды выступили на приемах в Кремле: 27 декабря на 15-летии Управления делами Президента Российской Федерации и 29 декабря на Новогоднем государственном приеме Президента Российской Федерации Д.А.Медведва.
В мае 2003 года участвовала в торжествах по случаю 300-летия Санкт-Петербурга. В мае 2005 ,специально к 60-летию Победы поставила вместе с великим русским танцовщиком Владимиром Васильевым музыкальный спектакль «Песни непокоренной державы», который был показан в Москве в Концертном зале им.П.И.Чайковского. Этот спектакль, состоявший из лучших образцов песенной отечественной классики советского периода, стал первой акцией только что образованного Театра музыки Светланы Безродной.
В 2007-2008 годах С.Безродной и ее оркестром было подготовлено и показано публике 10 премьерных программ, среди которых три музыкальных спектакля. Это прежде всего музыкальное представление «Подмосковные вечера» к 100-летию великого советского, русского композитора В.П.Соловьева-Седого. За этот спектакль С.Безродная была удостоена на конкурсе-фестивале в честь юбилея выдающегося мастера 1-йпремии за лучшую концертную программу. В этом спектакле вместе с «Вивальди-оркестром» и его руководителем приняли участие выдающиеся мастера нашего театра, кино, эстрады: В.Зельдин и В.Трошин, Ф.Чеханков и А.Скляр, Д.Назаров и В.Раков, многие другие. Кроме того, был подготовлен и выпущен спектакль «Цирк Чарли Чаплина», в котором приняли участие артисты Московского цирка Юрия Никулина на Цветном бульваре. В начале 2008 года, он был показан на Европейском музыкальном фестивале в г. Лимассол. Вместе с группой «Off beat» и ее лидером Денисом Мажуковым, «Вивальди-оркестр» и Светлана Безродная показали программу «Привет от стиляг 50-х», составленную из всемирно известных рок-н-роллов начала50-х годов и буги-вуги. 19 января 2008 г. на сцене Михайловского театра в Санкт-Петербурге оркестр вместе со своими постоянными партнерами, популярными артистами театра и кино, показал музыкальный спектакль «Слушай, Ленинград!», посвященный 65-летию прорыва блокады Ленинграда. В нем, в частности, последний раз в своей жизни вышел к публике Владимир Трошин, легенда нашей эстрады.
Кроме того, в явно прослеживаемом патриотическом движении художественной мысли С.Безродной особое место занимает программа «Старинные русские марши и вальсы», впервые показанная «Вивальди-оркестром» и его лидером в Большом зале Московской консерватории в прошлом сезоне. Музыка, созданная специально для духовых военных оркестров, прозвучала в версии С.Безродной впервые в мировой музыкальной практике на струнных с добавлением рояля и ударных. Исконно «мужская музыка» была сыграна женским оркестром.
Каждый концертный сезон Светланы Безродной и ее коллектива — это непременное обилие разнообразных музыкальных премьер. Лишь в сезоне2008-2009 г.г. оркестром было дано несколько премьер, среди которых, прежде всего, следует выделить музыкальный спектакль «Признание в любви» (Большой зал Московской консерватории 8 марта и 4 апреля 2009 г.). Он был построен на музыке Доницетти, Беллини, Верди, Пуччини и Нино Рота. Среди его участников, кроме Светланы Безродной и ее «Вивальди-оркестра», были лишь три музыканта-инструменталиста: А. Семенов (орган), Ю. Власенко (труба) и С Осокин (аккордеон). 27 мая 2009 года, закрывая свой 20-й юбилейный и общефилармонический сезоны, Безродная показала еще одну премьеру — музыкальный спектакль «Виват, Кальман!». Он был построен на музыке великого композитора к опереттам «Сильва», «Принцесса цирка», «Марица», «Баядера», «Фиалка Монмартра». Также как и в предыдущем, вышеупомянутом в этой действе принимала участие только музыка, без вокала.
Значительно фонографическое наследие С.Безродной и ее оркестра. Лишь за последние несколько лет было записано 26 дисков, в том числе специальный альбом из 4-х дисков, посвященный П.И.Чайковскому и приуроченный к 300-летию Санкт-Петербурга, а также 4 диска, посвященные нашей песенной классике эпохи Великой Отечественной войны. В записи этих 4-х дисков — своего рода музыкальном приношении 60-летиюПобеды — вместе с «Вивальди-оркестром» приняли участие известнейшие актеры театра и кино, артисты эстрады.




Сделано MooW studio 2010 - 2018г.